Фламенко на гитаре. Общая информация
Содержание статьи
Фламенко – это стиль гитарной игры, который пришел к нам прямиком с родины гитары – Испании. Он заключается в очень четкой и быстрой игре пальцами, и в нем имеются элементы, не свойственные для обычного исполнения произведений на этом инструменте. Благодаря им фламенко приобретает тот самый испанский колорит и характерное звучание.
Разумеется, освоение этого стиля – опциональная вещь для гитариста. Если вы решили попробовать сделать это – то данная статья даст вам полное понимание того, из чего он состоит и как играть фламенко.
Уроки фламенко гитары. Тонкости обучения стилю
Стоит сразу оговориться, что данный стиль исполняется исключительно пальцами. Забудьте о медиаторах, поскольку так играть этот стиль невозможно. Поэтому первый совет, который можно дать – тренируйте координацию пальцев. Это касается не только правой, но и левой руки, поскольку внутри композиций имеется масса приемов, которые исполняются при помощи легато. Кроме того, в данном случае крайне важна скорость и атака ваших пальцев.
Поэтому прежде всего тренируйтесь играть медленно и постепенно наращивать темп. Касательно правой руки – большая часть произведений жанра фламенко исполняются при помощи особого приема – расгеадо – веерным ударом четырьмя пальцами. Скорее всего, он не получится у вас сразу, и пальцы придется тренировать. Делайте это постепенно, один за другим.
Базовые приемы игры на гитаре фламенко
Ниже представлены классические приемы, из которых и состоит фламенко.
Расгеадо одним пальцем
В широком понимании, как уже было сказано выше, расгеадо – это веерный удар по струнам. Вы как бы поджимаете их и выстреливаете, проводя по всем струнам одновременно. На высоких скоростях происходит так, что когда мизинец только касается струны, ваш указательный палец уже готов к новому удару.
В самом начале вашего освоения фламенко вам надо научится делать эти удары. Начните только с одного пальца – просто бейте по струнам сверху вниз. После этого подключайте второй, и так далее.
Видео с примером (на английском языке, но знание языка не требуется, смотрите практические приемы и важные детали). Далее в статье будут другие видео из этого же цикла уроков.
Альтернадо
Данный прием представляет из себя простое чередование большого и указательного пальца в игре по струнам. Он используется для того, чтобы одновременно играть басовую и мелодическую партию на одном инструменте. Рука как бы наклоняется немного вперед, и вы последовательно дергаете басовую струну и струну текстуры.
Пульгар
Пульгар с испанского переводится как «большой палец». По сути, эта техника представляет из себя просто удар по струне при помощи большого пальца, достаточно сильного, чтобы выделять и акцентировать басовую составляющую мелодии.
Легато
Виды легато во фламенко никак не различаются с легато в обычной музыке. Они бывают восходящие – когда вы с ноты ниже переходите на ноту выше, и нисходящие – когда процесс происходит наоборот.
Арпеджио
Арпеджио – это перебор на гитаре нот от самой высокой к самой низкой, или наоборот. Виды арпеджио во фламенко также никак не отличаются от обычной музыки.
Гольпе
Гольпе – еще один способ игры, который свойственен только фламенко. Он состоит в ударе ногтями по деке гитары, для получения перкуссионного звука. Это значительно расширяет аккомпанирующие возможности гитары и позволяет ей использоваться в качестве шумового инструмента.
Техника тремоло в 5 ударов
Эта техника несколько отличается от классического тремоло на гитаре, поскольку вместо четырех стандартных ударов к ним добавляется пятый. Это несколько ломаный ритм, к которому надо привыкнуть, однако это придется сделать, поскольку данная техника – основа основ всего фламенко.
Испанская гитара фламенко
Виды и отличия от классической гитары
Главное ее отличие от классической гитары – в специальной пластинке гольпеадоре, которая защищает деку от ударов по ней во время исполнения приема гольпе. Кроме того, на гитаре фламенко чаще всего стоят нейлоновые струны, и по своей конструкции она максимально близка к классической гитаре.
Можно ли играть в таком стиле на обычной акустической гитаре
Да – можно. Но стоит учитывать, что это более сложно, поскольку струны на акустической гитаре более жесткие, и атака по ним должна быть сильнее. Кроме того, не стоит забывать и о гольпеадоре, который отсутствует на акустических гитарах.
Читайте также: Фламенко ноты для гитары
Аккорды фламенко
Чаще всего аккорды фламенко играются в открытом виде, и ниже указано, как они ставятся. Обратите внимание на то, что они располагаются не совсем так, как на стандартной гитаре.
Испанские аккорды от E (ми-мажор)
Это классический испанский аккорд. Для того, чтобы поставить его, поместите свой указательный палец на второй лад третьей струны, безымянный на третий лад четвертой струны, а указательный – над ним, на третий лад пятой струны. Освоив этот стандартный аккорд, и изучив игру гамм на гитаре, вы сможете без проблем поставить все вариации от него.
Вариации аккорда на 3-ем и 5-ом ладу
Испанские аккорды от A (ля-мажор)
Стандартный испанский мажорный аккорд от ноты Ля ставится таким образом:
— Указательный палец ставится на третий лад четвертой струны;
— Средний палец ставится на третий лад третьей струны;
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
— Безымянный палец ставится на третий лад второй струны.
Вариации на 3-ем и 5-ом ладу
Испанские аккорды от D (ре-мажор)
Опять, же в данном случае классическая форма аккорда D меняется, сдвигаясь на один лад. Выглядит это так:
— Указательный палец на третьем ладу четвертой струны;
— Средний палец на третьем ладу первой струны;
— Безымянный на четвертом ладу второй струны.
Вариации на 3-ем и 5-ом ладу
Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками
Это классическая аккордовая испанская прогрессия. Ее исполнение потребует техники баррэ, поэтому позаботьтесь о развитии техники игры на гитаре. При этом их можно изменять и модулировать – благодаря тому, что вы используете техники фингерстайла. Попробуйте добавить дополнительную тонику в привычную аккордовую схему – например, в Am добавить тонику F, чтобы плавно перейти в следующую позицию. Экспериментируйте с этой прогрессией – обязательно опираясь на классические гаммы.
Пример стандартной прогрессии
Пример прогрессии с надстройками
Табы прогрессии
Простые упражнения
В целом, упражнения не различаются с теми, которые используются во время обучения игре фингерстайлом. Тренируйте свои переборы и левую руку, чтобы она не отставала от правой, а также старайтесь, чтобы все звучало ровно и без призвуков.
Кроме того, существует упражнение на отработку расгеадо. Ваша задача в том, чтобы поочередно разгонять свои пальцы, привыкая к координации. Сначала вы ровно и четко проводите указательным пальцем по всем струнам снизу-вверх, после чего подключаете второй палец, и так далее. Это делается медленно, пока вы не привыкните к движениям.
Отрабатывайте отдельные приемы и элементы, потихоньку соединяя их. Используйте гитару как перкуссионный инструмент, медленно добавляя к музыке удары гольпе.
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Упражнение 4
Упражнение 5
Гаммы фламенко
Также существуют гаммы, которые свойственным именно стилю фламенко.
Натуральный ля-минор
Ноты натурального ля-минора выглядят так: Ля – Си – До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля
И располагаются точно также, как и в обычной музыкальной теории.
Гармонический ля-минор
Гармонические ходы добавляют музыке характерный восточный колорит. Ноты гармонического ля-минора выглядят так:
Ля – Си – До – Ре – Ми – Фа – Соль-диез – Ля
По факту, гармоническая гамма строится на дополнительном полутоне перед восьмой ступенью.
Знаменитые гитаристы «фламенко»
Пако де Лусия
Родился в 1947 году. Его отец и сейчас широко известен как виртуоз жанра фламенко. На гитаре его научил играть именно он, и благодаря нему Пако де Лусия с раннего детства уже освоил инструмент. Уже в 11 он давал свои первые концерты, и получил широкую известность в своем городе и за его пределами. Является основоположником стиля «Новое Фламенко», в который вплетаются и другие музыкальные жанры.
Андрес Сеговия
Является одним из главных популяризаторов гитары в мире. Именно он впервые задумался над тем, чтобы сделать гитару не аккомпанирующим, а солирующим инструментом. Поэтому он активно выступал в различных городах именно с сольной программой. Он собирал большое количество публики, и параллельно добивался того, чтобы в консерваториях открывали классы гитары. Это ему удалось – и сейчас гитара действительно стала одним из основных инструментов в музыке вообще.
Эл Ди Меола
Более современный гитарист, который играет не в стиле чистого фламенко, но вплетая в эту музыку элементы джаза, арабской и латиноамериканской музыки. Он играет на акустической гитаре со стальными струнами, в отличие от многих других гитаристов этого жанра. Является признанным виртуозом, и до сих пор записывает альбомы и дает концерты.
Пако Пенья
Современный гитарист, который до сих пор дает концерты и записывает музыку. Впервые выступил на сцене в двенадцать лет, и с этого времени постоянно совершенствует свои навыки. Признанный виртуоз, создавший университетский курс по фламенко. Выступал со множеством известных гитаристов, таких как Джимми Хендрикс.
Пепе Ромеро
Один из самых известных гитаристов планеты. Разработал особую технику, которая получила название «Техника тысячи пальцев» и дала толчок к развитию огромного числа гитаристов со всего мира. За вклад в музыку в 1996 году был удостоен музыкальной премии Андалузии.
Армик Дашчи
Еще один гитарист, который играл так называемый «Новый Фламенко», в котором он соединил этот жанр с джазом и другими направлениями музыки. Впервые начал играть фламенко после выступления Пако де Лусии. Свои альбомы он выпускает до сих пор, зачастую записывая по несколько пластинок в год.
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077
В гармоническом ля-миноре нота соль лишняя.
Здравствуйте. Все верно ноты гаммы A-B-C-D-E-F-G#. Ошибку исправили. Спасибо, что уточнили!
Там у вас аудио файлы гармонического и натурального рядов перепутаны местами.
Дорожки поменяли местами. Спасибо, что написали!