Гамма Ля-минор на гитаре. Общая информация
Содержание статьи
- 1 Гамма Ля-минор на гитаре. Общая информация
- 2 Зачем учить позиции гаммы Ля-минор?
- 3 Памятка для начинающих по правильной игре гамм
- 4 Как построить гамму Ля-минор
- 5 Гамма Ля-минор натуральный вид в 5-ти позициях с табами и аппликатурами
- 6 Гармоническая гамма Ля-минор 5-позиций
- 7 Упражнения для игры гаммы Ля-минор
- 8 Заключение и советы
Гамма ля-минор – это одна из двадцати четырех гамм, которую необходимо знать каждому гитаристу. Она находится внутри тональности ля-минор, и знание нот из нее позволяет свободно импровизировать внутри нее. По сути, это семь нот, идущих друг за другом в определенной последовательности, которые и составляют тональность.
Зачем учить позиции гаммы Ля-минор?
Во-первых, для импровизации. Любая соло-партия это в первую очередь игра нужных нот, которые как раз и берутся из гамм. Кроме того, зная нужные боксы и позиции, вы гораздо легче сможете писать музыку, сочинять риффы на гитаре, подбирать аккорды к своим и чужим композициям. Вам гораздо проще будут даваться интересные аранжировки, а также создание многослойной и интересной музыки.
Памятка для начинающих по правильной игре гамм
До этого мы уже давали такую инструкцию, и, в целом, ничего не поменялось с того самого времени. Она все так же состоит из четырех основных пунктов, которые крайне желательно соблюдать, чтобы прогресс вашей игры шел, и вы росли как музыкант.
Как построить гамму Ля-минор
Ля-минор – это тональность, параллельная до-мажор. Простым языком это означает, что они содержат в себе одни и те же ноты, которые можно использовать в обеих тональностях. Поэтому самый простой способ построить позицию ля-минора – это взять гамму до-мажор, и сыграть ее от ЛЯ. У вас должно получиться A B C D E F G A. Если объяснять более комплексно, то вам нужно просто применить стандартную схему построения гаммы – тоника-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Это работает ко всем минорным позициям.
Читайте также – Как подобрать аккорды к песне
Гамма Ля-минор натуральный вид в 5-ти позициях с табами и аппликатурами
Натуральный вид означает, что в этих позициях есть только полные ноты гаммы, без изменений и модуляций.
Аппликатура гаммы Ля-минор на гитаре
Ниже представлены пять позиций, от которых можно отталкиваться, играя в данной тональности. Обратите внимание, что они могут идти не от тоники, однако все равно составляют гамму.
1 позиция
Эта гамма начинается от 7-го лада и спускается вниз по струнам до 10-го. Точкам на рисунке показано, какими пальцами зажимать лады для грамотной игры. Обратите внимание, что данную схему можно так же перенести на другие позиции, и ничего не изменится для вас.
2 позиция
Вторая позиция переходит из первой – теперь первая нота находится на 10-ом ладу – там же, где заканчивалась первая гамма. Запомните этот момент, поскольку так вам будет гораздо проще запоминать все позиции.
3 позиция
Вы спустились по всей октаве грифа, поэтому теперь перейдем к его началу. Данная позиция играется от нулевого лада. Схема остается точно такой же, какой она была до этого.
4 позиция
Этот бокс играется от третьего лада, и спускается до пятого. Вы можете перенести схему ниже, и ничего для вас не изменится. Между этой и первым боксом остается ровно одна позиция.
5 позиция
Последний бокс, который идет от 5-го по 7-ой лад. Вы можете обратить внимание на то, как последние ноты более высоких по грифу позиций становятся первыми для более низких. Это стоит держать в голове, потому что в процессе импровизаций запомнить их таким образом гораздо проще.
Гармоническая гамма Ля-минор 5-позиций
Гармоническую гамму так же называют «Восточной». Она содержит в себе арабские мотивы, которые можно использовать для того, чтобы разнообразить свои композиции. Разница в том, что здесь повышается седьмая ступень на полутон, в данном случае – G#, или Ab. То есть в гамме вы играете G# вместо G. За счет этого смещения вы сразу заметите отличие в звучании.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
1 позиция
Эта позиция начинается так же с 7-го лада, однако разница в том, что вы также зажимаете дополнительный лад перед нотой Ля – то есть на 6-ом ладу четвертой струны, и на 9-ом ладу второй.
2 позиция
Точно так же – начинается бокс с того же самого лада, но новые ноты звучат на одиннадцатом ладу пятой струны и тринадцатом третьей струны.
3 позиция
Он точно так же начинается с нулевого лада, но добавляются новые ноты. Они расположены на 4-ом ладу шестой струны и 1-ом ладу третьей.
4 позиция
Эта позиция гармонической гаммы начинается с 4-го лада вместо 3-го. Здесь также добавляются новые аппликатуры и смещаются ноты на первой и шестой струнах.
5 позиция
Последняя позиция начинается также с 5-го лада. В ней добавляются новые ноты – 6-ой лад четвертой струны и 4-ый лад первой. Так же убираются ноты на первых двух струнах 8 лада.
Упражнения для игры гаммы Ля-минор
Ниже представлен список упражнений, которые позволят вам отработать позиции и лучше запомнить, откуда и как они начинаются. Кроме того, это разовьет скорость ваших пальцев. Для того, чтобы эффективнее разучивать их, вам следует научиться читать табулатуру, поскольку упражнения сделаны именно в ней.
Первое упражнение
Первое упражнение начинается с восьмого лада и задействует четыре струны. Вы постепенно спускаетесь по ним, разыгрывая один и тот же паттерн внутри гаммы. Обратите внимание на то, что ноты везде шестнадцатые – поэтому важно подобать удобный для вас темп.
Второе упражнение
Эта схема начинается от десятого лада четвертой струны, то есть, по сути, его можно совместить с занятием выше. Оно играется переменным штрихом и постепенно поднимается по грифу.
Третье упражнение
Оно очень похоже на первое упражнение, однако задействует сразу все струны. Оно так же начинается с восьмого лада и повторяет примерно одинаковый паттерн, потихоньку спускаясь вниз.
Четвертое упражнение
Последнее упражнение потребует большей координации. В данном случае удары идут через струну, поэтому вам требуется не задевать незадействованные лады. Потренируйтесь играть его сначала медленно, постепенно увеличивая темп.
Заключение и советы
Играйте гаммы под метроном. Это привьет вам чувство ритма и ровной игры.
Упражняйтесь хотя бы час в день, ищите другие упражнения в интернете.
Попробуйте комбинировать описанные выше задания между собой, проигрывая их без остановки.
Начинайте с медленного темпа, если вы чувствуете, что что-то не получается, и вы играете грязно или не попадаете в удары метронома.
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077
Рисунки не сами рисовали, но для начинающих гораздо правильнее на картинке боксов гамм указывать не пальцы, а еще и ступени. Пальцы итак найдут свое место. И заодно изображать седьмую повышенную для гармонического минора. Тогда понимания у начинающего будет намного лучше приходить.
Все рисунки делал сам, у меня хранятся все исходники для таких требовательных посетителей.
По поводу аппликатур с вами не соглашусь. В статье есть всё необходимое по данной теме для начинающих. Надо понимать что это статья, а не учебник в который можно всё затолкать.
Для меня странно, что гамма начинается не от тоники, а с любой произвольной (удобной в трактовке авторов материала) ноты. На слух воспринимается очень странно, учитывая, что есть параллельный До мажор, как вообще мозг должен воспринимать на слух — минорная это тональность (ля минор) или мажорная (до мажор) — если гамма начинается не с тоники? Порядок следования тонов и полутонов в гаммах и воспринимаемый оттенок звучания, зависящий ИМЕННО от этого порядка (мажорный или минорный) работает четко лишь в случае, когда гамма начинается с тоники, и ею и заканчивается. Конечно, это мое личное мнение — но такой подход новичков просто сбивает толку. Кроме механического знания о том, где на грифе находятся ноты, упражнение всегда должно учитывать само звучание и его восприятие. А так весь материал можно просто заменить хроматической гаммой по всему грифу, с обязанностью выучить название нот на каждом ладу и каждой струне.
Здравствуйте, почему указано всего 5 гамм и 5 им параллельных вместо 12?
И почему в некоторых граммах есть гармонические и мелодические виды, а в некоторых нет
Здравствуйте. 5 гамм = 5 позиций от 0 до 13 лада. Это основные позиции. После 12-лада они начинают повторятся, поэтому их только 5.
Гармонические гаммы есть в статьях с минорными гаммами, как например в этой. Это только лишь дополнение к основным позициям натуральной гаммы. Мелодических гамм в статьях вроде нет, есть только формулы построения.
Не понятно почему в 3 боксе гармонический гаммы на первой струне всего две ноты вместо трёх,ведь шестая струна точно такая же,а аппликатура другая. И от чего зависит номер бокса? И является ли эта гармоническая гамма такой же как в до мажор? Я нигде не могу найти боксы гармонической до мажор,а ля минор запросто находятся
Здравствуйте.
1) Схемы составлял давно, могут пропустить ноту на первой струне 4 лад в 3 позиции.
2) Номер бокса это просто условное разделение позиций для удобства. Никакой логической и смысловой привязки тут нет. Это только для удобства
3) Гамма является, только будет иметь другую формулу. И ее в таком виде не видел чтобы как-то использовали. В основном на практике используется только в минорных тональностях.
Здравствуйте, такой вопрос, а стоит ли учить пентатонику или лучше все таки выучить сразу гаммы? На сколько я понимаю гамма дает более богатое звучание так как в нее входит больше нот чем в пентатонику. И учитывая параллельные тональности, то достаточно будет выучить не 24, а 12 гамм + знать к какой еще тональности будет подходить там или иная гамма. Если ля минор и до мажор гаммы абсолютно одинаковы(с точки зрения аппликатуры), то и играются они абсолютно одинаково и в принципе на тоники можно не обращать внимание? Или все таки важно знать где тоники? Если так, то для чего? Какие возможности знание тоник дает?
Здравствуйте, Николай. Очень хорошие вопросы, давайте по порядку:
1) В идеале вам нужно гаммы и пентатонику. Сначала можно выучить основные боксы гаммы До-мажор (Ля-минор), выучить где расположены тоники от ноты Ля и от ноты До, чтобы ориентироваться в тональностях.
2) Да, гамма включает в себя все 7 нот, но не всегда все они используются в песнях. Знание гаммы и нот, из которых он строится, это фундамент, от которого вы можете делать что угодно в прямом смысле. Зная ноты и то, на каких они ступенях, вы можете строить аккорды, написать басовые риффы и линии, сочинить соло, сочинить мелодию к песне и т.д.
3) Вам не нужно учить 12/24 гамм, вам нужно выучить основные 5 боксов гаммы До-мажор (Ля-минор) и научится их переносить на другой лад и играть уже в другой тональности, т.к. в других тональностях точно те же 5 боксов, просто смещены по грифу вверх или вниз.
+ сюда еще нужно добавить открытые позиции гаммы, это схемы в самом начале грифа, где есть открытые струны, часто выходит, так что для каждой тональности она выглядит по-своему уникально.
4) Про тоники До-мажор и Ля-минор. Обязательно нужно знать тоники и Ля и До, хоть и схемы у гамм одинаковые, строятся они по разному. Это нужно для того, чтобы могли ориентироваться в тональности. К примеру, песня тонанальность Ля-минор, вы будет играть гамму Ля-минор, т.к. тональный центр это нота Ля, в До-мажоре точно также. Только тональный центр будет нота До. Поэтому обязательно нужно выучить тоники и для мажорной и минорной тональности и уметь быстро их находить в аппликатурах.
5) Для чего нужно знать тоники в аппликатурах. Просто хотя бы для того чтобы, придумать не сложное соло или мелодию, чаще всего играя к примеру под игру аккордов, вы чаще всего будете всегда возвращаться к ноте тоники в конце, не зная где она и какая это нота, вам сложно будет закончить музыкальную мысль или сделать переход.
Также зная тоники вам будет проще ориентироваться на грифе, при импровизации, при создании любых соло, при построении аккордов.
Здравствуйте. На мой взгляд, самая грубая ошибка во всем материале это путаница с верхом и низом инструмента. Дело в том, что верх определяется нотным станом у инструмента, а не силой гравитации.
У пианино нет верха и низа, как и у многих других инструментов. Да и у гитары гравитационный верх-низ зависит только от постановки. резонаторные кантри-гитары, вообще, кладут на колени. Отсюда вытекает общая путаница, раз вы считаете верхом головку грифа в горизонтальном отношении грифа, то соответственно верхом у вас является шестая струна в вертикальном отношении грифа. Что же тогда вы подразумеваете под восходящим и нисходящем движении гаммы?
Второе: это изложение материала по каждой тональности отдельно, его получается много и он заставляет ужаснуться новичков. На самом деле аппликатура гамм на грифе, для всех боксов, одинакова для мажора и минора. Нужно лишь пометить тоники минора и мажора разными цветами и объяснить, что такое параллельные тональности. С пентатониками тоже самое, разве что объяснить почему убирается в миноре 2 и 6 ступени, а в мажоре 4 и 7, по сути это одни и те же ноты, но ступени разные в зависимости от мажора-минора. Графически с тониками мажора и минора в одном изображении это очень наглядно и понятно.
Про позиции боксов, 1 позиция ля минора у вас почему-то является пятой, а в пентатониках все нормально, так же и с другими гаммами. Но это уже так, придирки. Хотя и затрудняет восприятие материала.
В целом материал очень полезный и познавательный для музыкантов. Спасибо за то, что вы делаете.
Здравствуйте. Большое спасибо за развернутый комментарий. Давайте по пунктам.
Спасибо за ответ.
К счастью, я знаю что такое восходящее и нисходящее движение, но если бы я не знал, у меня возникла бы путаница.
Исходя из фраз: «Эта гамма начинается от 7-го лада и спускается вниз по струнам до 10-го». Вы много где в материале оперируете подобными фразами.
Например: «Первая позиция опирается на седьмой лад.
2 позиция Опускаемся на три лада ниже – теперь тоника находится на десятом.»
и.т.д. Я именно это имел в виду, когда говорил про верх и низ.
Не хочу, чтобы Вы думали, что я придираюсь. Просто, подумал, может это замечание окажется полезным.
Сейчас все стало понятно. Надеюсь другим пользователям тоже. В любом случае комментарии читают также как и статьи и найдут здесь нашу переписку. Будет как дополнение.
Вы даете натуральный и гармонический минор. А мелодический минор — он не используется в гитаре?
Так трудно ответить? Сайт замечательный, один из лучших, а вот реакция на вопросы не очень.
Здравствуйте. Мелодический минор при игре на гитаре используется. В планах разобрать их в отдельной статье, возможно сделаем дополнения к готовым статьям. Как такая гамма строится, доступным языком в этой статье https://pereborom.ru/gamma-si-minor-na-gitare/ , зная эту схему построения, вы сможете это сделать самостоятельно для любой минорной гаммы.
И все равно не понятно! Каждая гамма в пяти позициях разрешается в тонику До-мажора. Понятно, что Ля-минор параллельна До-мажору. Но если я хочу почувствовать тонику Ля-минора, играть гамму от Ля-минора? Играл, что-то не очень-то она и чувствуется. Слабое тяготение. Это так и должно быть?
Все верно. Играя гамму Ля-минор, в это случае тоника уже не нота «До», а нота «Ля». В гамме До-мажор последовательность следующая C-D-E-F-G-A-B (Начинается с ноты «До»), а в Ля-миноре те же самые ноты, только они начинаются с тоники «Ля» A-B-C-D-E-F-G.