Гармонический минор. Общая информация
Содержание статьи
Гармонический минор пришёл в музыку из Западной Европы. Ещё во времена средних веков композиторы задумались над тем, как обогатить строгое и ограниченное звучание натуральной гаммы. И хотя это европейская задумка, но звучание сразу переносит нас в страны Востока. Удивительный арабский колорит позволяет быстро отличить этот лад от других. Однако, его использование не ограничивается восточными мотивами. Данный звукоряд используется как в классической и народной, так и в современной эстрадной, рок-музыке. В настоящий момент это один из самых распространённых музыкальных ладов.
Какие ступени изменяются
Мы берём натуральный минор и повышаем его седьмую ступень. Это будет знак альтерации, который зависит от конкретной тональности. Если мы играем гармонический ля минор (без знаков при ключе), то это будет диез.
Допустим, при игре f-moll (фа) (на 7 ступени уже есть «ми бемоль»), чтобы получить гармонический минор, необходимо отменить ♭ при помощи бекара, чтобы ступень стала повышенной.
Пример гармонический Фа-минор
Натуральный Фа-минор
Также и с диезными тональностями, к примеру – dis-moll (ре-диез) (на 7 есть «до #), значит нам нужно дополнительно повысить ноту. Тогда получается значок «дубль диеза» — C ##).
При игре вниз данные изменения сохраняются.
Этот звукоряд имеет связь и с другими видами минора. Кроме того, его можно получить и из одноимённой мажорной тональности (ля мажор – ля минор гарм.) путём понижения 3 и 6 ступени.
За счёт этих изменений значительно усиливается тяготение 7 в 1, т.к. между ними вместо тона (большая секунда – б.2) образуется малая (м.2).
Как легко построить гармонический минор
Для того, чтобы научиться не только слышать этот лад, но и быстро ориентироваться в применении на практике, нужно уметь без труда находить альтерированный звук. Для этого можно применить некоторые способы.
Как быстро найти повышенную ноту
При хорошем знании гаммы вы без проблем скажете, какая ступень будет седьмой по счёту. Ведь она отстоит ровно на один шаг назад от тоники. Скажем, всем знакомый звукоряд «до – ре – ми – фа – соль – ля – си» оканчивается как раз на 7 («си»). Её-то и нужно повысить. Но не забывайте, что в до миноре на этой ноте как раз присутствует ♭. Поэтому в этом случае мы ставим не #, а ♮.
Из предыдущего варианта следует ещё один способ. Мы находим 8 ступень (она будет равняться тонике октавой выше) – «до-до». И откладываем вниз полтона. Получаем искомую ноту «си».
Как построить на гитаре
Зная строение натурального минора, нетрудно будет заменить одну повышаемую ноту.
По ладам:
Тон (2 лада) – Полутон (1 л.) – Т (2 л.) – Т (2) – П (1) – 1,5 Т (3 л.) – П (1).
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Как мы видим, при приближении к верхней точке гаммы, у нас получается полуторатоновый ход на 3 лада. Удобнее всего будет играть эту гамму по 3 ноты на шестой и пятой струне, и 2 последние на четвёртой.
Характерные интервалы
Мы уже ознакомились, что между 6 и 7 ступенями образуются 1,5 тона. Для примера опять возьмём a-moll. Это ноты «соль-ля» между которыми в натуральном звукоряде изначально была большая секунда (1 тон). Но теперь за счёт альтерации – «ля #» мы получаем «увеличенную секунду» (ув. 2). Именно она придаёт этому ладу узнаваемый арабский саунд.
Также между третьей и седьмой увеличенной получается увеличенная квинта (ув. 5) – на нашем примере «до-соль #». А между 1 и 7 – увеличенная септима (ув. 7). Эти интервалы носят название «характерные».
Построение гармонического минора в разных тональностях
До
До – Ре – Ми ♭ — Фа – Соль – Ля ♭ – Си ♮.
До диез
До# — Ре# — Ми – Фа# — Соль# — Ля – Си#
Ре
Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си ♭ — До#
Ре диез
Ре# — Ми# — Фа# — Соль# — Ля# -Си – До##
Ми
Ми – Фа# — Соль – Ля – Си – До – Ре#
Ми бемоль
Ми ♭ – Фа – Соль ♭ – Ля ♭ – Си ♭ – До ♭ – Ре ♮
Фа
Фа – Соль – Ля ♭ – Си ♭– До – Ре ♭ – Ми ♮
Фа диез
Фа# — Соль# — Ля – Си – До# — Ре – Ми#
Соль
Соль – Ля – Си ♭ – До – Ре – Ми ♭ – Фа#
Соль диез
Соль# – Ля# – Си – До# – Ре# – Ми – Фа##
Ля
Ля – Си – До – Ре – Ми – Фа – Соль#
Ля диез
Ля# – Си# – До# – Ре# – Ми# – Фа# – Соль##
Ля бемоль
Ля ♭ – Си ♭ – До ♭ – Ре ♭ – Ми ♭ – Фа ♭ — Соль ♮
Си
Си – До# — Ре – Ми – Фа# — Соль – Ля#
Си бемоль
Си ♭ – До – Ре ♭ – Ми ♭ – Фа – Соль ♭ — Ля ♮
Популярное на сайте:
- Мелодии на гитаре
- Песни на 1 струне
- Разборы песен
- 45 видео уроков для начинающих
- Видео курс по игре медиатором
Поддержать автора можно на карту Сбербанка 2202 2004 1296 6077